Воскресенье, 16.06.2019, 07:35
МКОУ Сулюклинская средняя общеобразовательная школа
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Рособрнадзор
Минобрнауки
Департамент образо
ФЦТ
Персональнные данн
ФИПИ
Экстремизму - НЕТ
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 34
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Свадебный наряд

Одним из самых почитаемых, сохранившийся с давних времен, тесно переплетенный с духовной стороной жизни людей, является свадебный обряд . Новая жизнь, новые условия, конечно, вносят свои небольшие коррективы, но в целом свадебный обряд  сохранен и является одним из любимых обычаев людей нашего села. Этот обряд раскрывает всю духовную глубину и щедрость нашего народа, воспитывает уважение к старшему поколению, к семье, браку, закладывает у молодежи главные нравственные принципы, способствует передаче культурного наследия народа потомкам.

После решения молодых людей пожениться, представитель со стороны жениха (чаще родители) приходят в дом девушки, будущей невесты, чтобы совместно согласовать все вопросы, связанные с самым главным событием – помолвкой. Помолвку называют малой свадьбой, куда приглашается в основном старшее поколение, самые близкие родственники и друзья. Обе стороны устанавливают дату, количество приглашенных, обговаривается сумма калыма за невесту, и все вопросы, связанные с проведением данного торжества. Обговаривается вопрос насчет свадебного сундука невесты, который занимает особое место в подготовке и проведении помолвки, и насчет «тере туйлык» - свадебного барана.

В назначенный день в доме жениха собираются гости, приглашенные родственники, готовится праздничный стол, угощения, где в основном выставляются национальные блюда. В доме невесты тоже идут хлопоты по заполнению сундука, также  из национальных блюд, самым главным из которых является пирог с рисом и мясом «бәлеш”, который стряпают самые умелые хозяйки. Есть особый перечень блюд и продуктов, которых должно быть в сундуке. Мать невесты раздает всем приглашенным подарки – рубашки,отрезы на платья – более взрослым родственникам, полотенца,фартукы – молодым.

После окончания никаха, начинается свадебный пир. Суп с домашней лапшой, на второе “бәлеш” – и невестин и со стороны жениха, подается чай с огромным количеством сладостей и выпечки.

После праздничного обеда молодая родственница (еңгә) со стороны невесты выносит к гостям поднос с подарками невесты жениху: это красивая рубашка, вышитая тюбитейка, перчатки,шарф, носки. К этим подаркам приглашенные гости добавляют свои – кто что принес: кто – деньги, кто свои подарки. В конце мать жениха и невесты обмениваются полотенцами. В старину невеста специально вышивала полотенце для своей помолвки,а со стороны жениха – либо сама хозяйка или заказывала той, кто красиво вышивает. В наше время чаще используются фабричные. Поэтому помолвку раньше называли “тастамал”, т.е. праздник полотенец.

Перед окончанием торжества родители жениха и невесты обмениваются подарками – платьями и рубашками, родители жениха показывают подарки, купленные молодой невестке. Перед отъездом мать жениха заполняет сундук,  предварительно освобожденный из привезенных продуктов. Полнота заполнения тоже зависит щедрости хозяйки, но обычно заполняется вдвое меньше,чем было привезено. Сундук закрывается на замок, к замку привязываются или пришиваются к куску ткани платки, отрезы, фартуки.

Помолвку обычно проводят в пятницу, родители невесты  обычно выезжают из дома только после двух часов дня. Их встречают закрытые ворота дома невесты, 2-3 представителя проводят выкуп сундука, жених платит за то, чтобы пройти к невесте. Приглашенные со стороны жениха (женщины) открывают сундук, предварительно сняв отрезы, платки,привязанные к замку и за это платят небольшую сумму денег. Проверяют содержимое.

После этого все усаживаются за стол. Мулла читает молитву из корана во здравие всех приглашенных и хозяев дома. Потом приводят жениха и невесту, садят за стол и начинается чтение специальной молитвы – никаха. Во время чтения мулла спрашивает у молодых добровольно ли они вступают в брак, готовы ли посвятить всю свою жизнь друг другу,будущим детям, уважать и почитать своих вновь обретенных родителей. Выплачивается калым при свидетелях,мулла выдает молодым первое свидетельство обраке. Подает чайник со сладкой водой, над которым мулла читает молитву, заговаривает, и,  первым пьют эту воду молодые в знак того, стоб семейная жизнь была сладкой, полной, как неисчерпаемый источник. Затем дают пробовать всем присутствующим, каждый при этом говорит молодым свои пожелания, наказы. Раньше помолвку проводили без жениха и невесты, во время чтения никаха мулла спрашивал родителей жениха и невесты, добровольно ли они женят своих детей (согласия жениха и невесты не требовалось).

На второй день после проведения помолвки устраивается чаепитие “кап чай” для женского населения села. и на стороне жениха и на стороне невесты. Самая молодая из снох одевает национальное одеяние – кульяулык с монетами, расшитый фартук ярко-красные, красивые, ходит из дома в дом и приглашает женщин, обычно близких родственников, подруг, знакомых на “кап чай”. Каждая приглашенная должна взять с собой подарки ( деньги, отрезы на платья, постельные наборы и т.д.).  Дома, куда приглашены гости, готовится пир: кипит с утра самовар, на столе сладости, мясо, бәлеш. Для женщин это настоящий праздник, где они всречаются,обмениваются впечатлениями, рассматривают подарки, поздравляют молодых, родителей с новым статусом, говорят свои пожелания. Угощение длится с утра до вечера.

Традиция чаепития имеет одну цель: после  свадьбы мать жениха проводит аят – торжество, которое называется “килен аяты”, т.е. праздник , посвященный появлению нового члена семьи – невесты сына – килена. Сюда вновь приглашается мулла, вновь читаются молитвы из корана и всем приглашенным мать жениха раздает подарки – в основном всё то, что собрано во время чаепития. Свою лепту вносит и мать невесты (тоже привозит подарки, чаще всего собранные также во время “кап чай”). Снова молодым даются наказы, пожелания, при этом молодая килен уже должна обслуживать гостей, показать себя, какая она хозяйка (обязательно с прикрытой головой и в расшитом переднике), т.е. показать, что она уже замужняя  женщина и правила поведения и нормы соблюдает.

Никах 

Мы живем в не очень большом селе, поэтому яркие значительные события , как  свадьба, известны всем. И когда мы начали проходить Литературное Зауралье, нам стало интересно рассмотреть шаг за шагом  такой обряд как никах.

Мусульманская , или как говорят, татарская свадьба развивалась и видоизменялась в тесной связи с теми  событиями, которые происходили у нас в стране и соответственно в деревне.

    Мы узнали, что какие –то этапы  свадебного обряда выпали на сегодняшний день. Сейчас не крадут невест, даже по обоюдному согласию жениха и невесты, что раньше изредка встречалось. Бабушка Маулиха сказала, что после похищения родители невесты и сама похищенная соглашались на брак, чтобы избежать позора. В похищении были тоже определенные правила, которых придерживались: никогда не похищали вдов, более старшие женихи и вдовцы тоже не прибегали к такому виду брака.     После похищения - кыз урлау- жених обязан был выплачивать гораздо меньший калым, свадебный обряд проходил в доме жениха более упрощенно.

Иногда похищение устраивалось по соглашению сторон, было просто инсценировкой, что позволяло значительно сократить расходы на свадьбу. Сейчас нет свах, так как браки заключаются по любви, по обоюдному согласию.

      Когда жених и невеста готовы заключить брак, от родственников жениха поступает предложение родителям невесты о встрече, где обсуждают дату свадьбы, количество гостей со стороны жениха, привезут сундук или нет, о калыме ( мэхэра). Со своей стороны родители невесты готовят подарки жениху. И для невесты готовят приданое: это может быль мебель, постельное белье, посуда, шторы для окон, паласы. Но сейчас все это чаще стали заменять деньгами. Все , с кем мы встретились,  сказали, что сейчас привозят  сундук с личными вещами невесты.

 

 Мусульманскую  свадьбу, называемую никах, никах туй, проводят в доме невесты.

  Сваты-  это кода и кодагый , родители жениха, приезжали на лошадях к невесте. Они одевались в самую хорошую  одежду  и возле ворот невесты привязывали своих лошадей. От этого пошла традиция спрашивать выкуп – капка бау- перед регистрацией. Родители жениха являются  на никахе главными гостями.  На свадьбу родственники жениха приезжают не с пустыми руками, а привозят , как уже было сказано, сундук и калым (мэхэр).

Основной обряд никах проводил мулла.

Никах - это религиозный обряд заключения брака, на котором обязательно присутствует мулла.       Первым делом Мулла читает аят на дом. Когда мы ходили к нему и хотели записать, оказывается я уже знаю это. (прочитать) Затем он  читает аят  на благословение жениха  и невесты. Именно он объявляет молодых мужем и женой и скрепляет их союз перед богом и  узаконивает родственные отношения   перед лицом общества. Мужип буай нам рассказал, что  раньше жених и невеста при этом не присутствовали, и на вопрос муллы о согласии на брак отвечали за жениха – его отец, а за невесту – свидетели. Сейчас не так.

Жених и невеста сами отвечают , согласны они или нет, вступить в брак. Спрашивает согласие молодых на никах. Они три раза должны сказать, что согласны. Жениху и невесте выдается свидетельство о заключение  брака по- мусульмански.

       После официальной части начинался обмен  подарками. Раньше матери жениха и невесты дарили мулле полотенце и намазлык - коврик для совершения намаза, а также давали деньги, сейчас могут дать рубашку и деньги ( хаер). Далее стороны  обмениваются подарками. Родители  жениха одаривают всех присутствующих родственников невесты, а родители невесты, соответственно - всех родственников жениха. Женщинам и девушкам обычно вручают платок, отрез на платье; мужчинам дарят в основном  рубашки. Жених дарил невесте платье, платок, камзол, читек - сапожки с каблуком или без него с узором из разноцветных кусочков кожи. На сегодня осталась часть этого обряда: невесте дарят платье и кофту с платком. Невеста в свою очередь дарила жениху тюбетейку, штаны и вышитые портянки и рубашку. Как мы поняли, это должно было показать родственникам жениха, что она умелая рукодельница. Сейчас остаются  такие подарки как тюбетейка, рубашка, перчатки, носки. Желающие порадовать жениха могут добавить кофту теплую, брюки.

    Необходимо отметить, что после обряда никах устанавливались строгие правила обращения родственников жениха и невесты друг к другу. Их родители называли друг друга кода и кодагый, т.е. сват и сватья. Родители жениха и его старшие родственники называли невесту килен, а младшие родственники жениха называли ее жинги. Есть обрядовые песни жинги..для нас спела эту песню Бакирова Рамиля Гайнановна. ( песня) Родители невесты и ее старшие родственники обращались к жениху кияу, а младшие - йозни. Кайнэти - так обращался жених к отцу невесты, кайнээни - к её матери. В нашем селе  эти слова звучат немного по-другому: кайны и кайна. Невеста так же называет  родителей жениха. Но оказывается , есть невестки, которые называют маму  мужа по имени отчеству.    Таким образом, был распространён обычай вместо имён новобрачных, а так же родственников мужа и жены употреблять соответствующие термины родства.

    После торжественной части на угощение  подают горячие блюда . Также  пекут пончики, длинный пирог , чак - чак и другие разные пироги. Главным блюдом на никахе является балеш . Его готовят из риса и мяса. Еще готовят сладкий  балеш из риса , изюма и кураги.

     Сундук играет немаловажную роль на никахе. Есть определенный перечень продуктов, которые там должны быть по обычаю .

 Родители  жениха кладут в этот   сундук : в 4 углах кладут варёное мясо, затем 1 гуся,1 пачку чая , варенье нескольких  видов по 1 литру, 2 балэша (1 сладкий с изюмом и курагой и второй с мясом) , чак-чак, открытой пирог, пончики, длинный пирог  с тонким рассыпчатым  тестом с  тертой лесной клубникой. Все это закрывают  пергаментной бумагой и сверху  кладут платок.  Потом закрывают сундук на ключ ,к ключу пришиваются деньги ,чтобы  жених и невеста были  богатыми,  и кто -нибудь со стороны невесты    выкупал ключ от замка. Привезенное угощение ставили на стол для родственников, соседей, друзей.  По обычаю ровно половину привезенного сторона невесты кладет  в тот же сундук, чтобы и жениха родственники могли попробовать угощение со свадьбы.

Званые гости на второй день целый день приходят пить чай с подарками и пожеланиями счастья и благополучия молодым.   

   

Каз омасе.

Одним из красивых старинных традиций и обычаев до сих пор существующих в нашем селе является «Каз омасе»- субботник по обработке гусей, особый праздник коллективного труда и отдыха. Испокон веков в наших краях выращивали гусей. Они давали самое вкусное мясо, пух и перо на подушки, гусиный жир помимо пищевых обладает ещё и целебными свойствами. Тот, у кого были гуси, считался зажиточным хозяином, между жителями шло своего рода соревнование - чьи гуси будут крупнее и упитаннее. Самым дорогим и изысканным блюдом на праздничном столе было гусиное мясо. Если человек приходил в гости и в качестве подарка приносил гуся, то ему оказывались особый почет и уважение. Ни одно праздничное мероприятие не обходилось без гусей.

Каз омасе это не только коллективный труд, но и отдых, определенный способ общения. Приглашали на это мероприятие самых работящих, самых умелых девушек и женщин села, близких и дальних родственников. Теребили гусей женщины, но без помощи мужчин дело не обходилось. Весь процесс сопровождался музыкой, песнями, шутками, прибаутками, состязались в острословии в песенно-стихотворном диалоге.

По мнению народа, проведение праздника по тереблению гусей - это особого рода знак, степень знатности человека. Если в доме были девушки на выданье, этот праздник старались проводить ежегодно. Поэтому это время осень, когда начинались такие субботники, считалось праздничным временем. После освобождения гусей от пуха и пера девушки спускались на реку, чтобы обмыть гусиные тушки. Этот процесс тоже сопровождался музыкой и песнями, так как вместе с девушками туда приходили и парни со своими гармошками, вместе пели, плясали. Самое интересное в том, что праздник начинали вечером. Хозяйка угощала своих работниц национальными блюдами, выпечками, стараясь показать свое мастерство, свою щедрость, широту своей души. На вечерние посиделки все приходили наряженные, модно одетые, ели, пили чай, бузу, кумыс, плясали и пели. «Каз омасе» для жителей был как бы одним из красивейших эпизодов сельской жизни, большим событием для людей. Во время этого праздника многие молодые девушки и парни находили свою пару, своего спутника жизни, именно здесь выявлялись мастерство, ловкость, хозяйственность девушек, особенности характера поведения.

Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Друзья сайта
ГИА 2019
Горячая линия